Новости

АРТ

Галерея в Хохловке

23.09.2015

Идея проекта родилась от осознания единства  разделенных пространствами культур.  Эта передвижная выставка художественных произведений - своего рода караван посланий. Девиз проекта: «От культуры края к культуре мира». В основе концепции проекта лежит идея свитка, как формы наиболее древней и удобной для транспортировки. Идея необычной выставки – «Кочующие свитки. Хабар» -  принадлежит  художникам  Альфие Ильясовой (Татарстан) и  Наталье Николаевой (Якутия). 

     

Само слово "хабар" во многих тюркских языках означает "весть". А каждый свиток – это послание художника, в том числе и собратьям по творчеству в разных странах мира. Изображение на его поверхности «открытое», как частичка зафиксированной бесконечности, некий ее фрагмент. Язык свитка тяготеет к абстрактности, декоративной стилизации, знаковости. Мифологический слой искусства сохраняет универсальность и всеобщность, выражающиеся в национальной форме, образах - формулах: птицы, мирового древа, рунических знаках, символике неба, орнаментальном вплетении букв. В свитках, словно в палимпсесте плоскость неоднородна, многослойна, и современное органично сплавлено с древностью. Произведения отличает разнообразие стилей, нетрадиционный подход к материалу, широкий диапазон технический приемов: акрил, масло, печатная и уникальная графика, батик, ткачество, аппликация, вышивка, принт, пэчворк. Картины-свитки символизируют дорогу, пути этносов, их связь с духовными центрами.

  

Это своего рода послание от тюркоязычных и финно-угорских народов, это мост, связывающий людей, культуры и религии:

- свиток, как молитвенный ковёр, заменяющий путнику храм;

- свиток, как часть юрты, создающая благодатную тень и укрывающая от непогоды;

- свиток, как штандарт, гордо реющий над непобедимой армией Света;

- свиток, как дастархан, за которым собираются друзья;

- свиток, как окно, которое занавешено мечтой, открывающей другой мир;

- свиток, как письмо с одной единственной фразой: «Пойми меня»;

- свиток, как кинолента, в которой каждый кадр – двадцать пятый;

- свиток, как старинный документ, сохраняющий во все времена силу указа о справедливости;

- свиток, как объект поклонения – мирхаб и мандала, мировое древо и танкаха;

- свиток, как подвесной мост, связывающий людей и культуры через пропасть недоверия.

История проекта началась в 2006 году в Московском доме национальностей в рамках III этнофестиваля «Прямая линия». Стартовав в центре многонационального мира, проект отправился дальше в путешествие по Евразии, соединяя разных людей, обрастая по пути новыми смыслами и идеями. За девять лет на долгоиграющий проект поступило около 300 работ, в итоге нём приняло участие около 150 художников из  регионов России (Татарстан, Саха-Якутия, Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Коми), из городов России (Москва, Оренбург, Челябинск), из стран СНГ (Молдова (Гагаузия), Киргизия, Казахстан, Туркменистан), из стран зарубежья (Турция). Экспозицию принимали города – Москва, Казань, Нефтекамск, Стамбул, Анкара, Нефшехир, Покровск, Якутск, с.Намцы, Ижевск.

А теперь проект добрался и до Пермского края. На три дня старинная солеварня XIX века в музее Хохловка стала той экспозиционной и экспериментальной площадкой, где разместилась необычная выставка, вобравшая в себя около 70 свитков. Здесь же на солеварне на берегу Камы 8 августа прошел перформанс «Река времени», в котором приняли участие художники из различных регионов России – Василь Ханнанов (Уфа), Хамза Шарипов (Набережные Челны), Юрий Лисовский (Сыктывкар), Лариса Илтубаева (Йошкар-Ола),  и молодые художники из Перми Вячеслав Гладков, Альфиз Сабиров, Владимир Сафонов, Андрей Радостев, Евгения Напольских и Мария Стратинская. Перформансу предшествовал мастер-класс Юрия Лисовского, проведенный накануне с будущими участниками на территории эколагеря.

     

Во время перформанса каждый художник расписывал акриловыми красками свой участок огромного холста, поделенного на сегменты волнообразной линией-зигзагом. Весь процесс создания свитка – от подготовки до воплощения, происходил на глазах зрителей, включенных таким образом в художественное пространство. На полотне возникали архаичные образы, наполненные древней символикой и рожденные фантазией авторов. К работе присоединились и посетители фестиваля, привлеченные художественным действом. В конце отдельные расписанные фрагменты сшивались в огромное многометровое полотнище, символизируя связь времен и народов, объединенных общей историей, общим мультикультурным и жизненным пространством: свиток, как река времени, вбирающая в себя маленькие и большие реки и ручьи, соединяя их в единый непрерывный поток. На заключительном этапе в день закрытия КАМВЫ готовый развернутый свиток, подхваченный десятками рук, был пронесен через пространство фестивальной площадки и предан  авторами в дар фонду фестиваля.

 

  

Выставка «Кочующие свитки» в итоге получилась интерактивной, яркой и востребованной. Несомненна актуальность, значимость и современное звучание подобного арт-проекта. Подобная форма организации художественного творческого пространства позволяет представить в необычном ракурсе самобытное национальное культурное наследие и современное искусство, помочь включению глубинных пластов генетической памяти человека, показать творчество художников в пространстве современной российской и европейской культур. Исследуя перспективы подобного начинания, как участник проекта на разных этапах его реализации, в т.ч. числе и как художник, полагаю, что в дальнейшем подобные проекты могут являться базой для реализации различных выставок и международных арт-фестивалей. Когда в современном мире налицо все нарастающие процессы глобализации, тенденция к растворению этнических особенностей и различий, стиранию и обезличиванию культур соседствуют с проявлениями крайнего политического экстремизма, актуальнейшей задачей нашего времени становится необходимость поиска объединяющего начала. И этим объединяющим началом может стать и становится творческое созидание – культура, искусство.

Что же касается простых посетителей выставки, то они говорили, что им не хочется с нее уходить: «Так здесь хорошо, необычно! От работ исходит энергия, они завораживают». Следовательно, коллективное послание художников, переданное универсальным и не требующим перевода языком искусства, дошло до адресата и нашло своего благодарного и заинтересованного зрителя. А значит, современный караван свитков будет и дальше странствовать из края в край, неся духовные послания современникам и потомкам.

Автор текста: Лариса Илтубаева, научный сотрудник РМИИ Марий Эл, член СХ РФ, член АИС

Фото: Алексей Гущин, Екатерина Карт, Дмитрий Санин